Допечатная подготовка для флексографии более сложное дело, требующее значительно большего опыта, чем работа "под офсет". Но набираться такого опыта, безусловно, следует - чем кропотливее и квалифицированнее работа, тем выше (во всяком случае, в цивилизованном мире) она ценится.
Технологические особенности
Флексография - это разновидность высокой печати, использующая эластичные (гибкие) печатные формы и низковязкую краску. Флексографские машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах и практически не имеют ограничений по типу запечатываемого материала. Как правило, материал выбирается, исходя только из технологического процесса, который необходим для создания упаковки или иной продукции. Возможно использование бумаги, любого вида картона (мелованный, со специальным покрытием, ламинированный и т. д.), самоклеющихся материалов, металлической фольги, пленочных полимерных материалов любого типа и толщины (современные производители используют специальные средства для печати на ультратонких, чувствительных к нагреву пленках, как например уникальная система "холодное зеркало" фирмы Mark Andy). Кроме того, можно печатать на нестандартных материалах с грубой фактурой, таких, как, например, ткань.
Строение и многофункциональность
Все флексографские машины условно подразделяются на два класса: узкорулонные и широкие печатные машины. Кроме того, существуют специализированные листовые флексографские машины, предназначенные в основном для печати на гофрокартоне и других толстых упаковочных материалах. Традиционные флексографские прессы с шириной рулона более 600 мм имеют, как правило, планетарный или агрегатный (ярусный) тип построения. Такой тип машин обладает высокой скоростью, но при этом низкой оперативностью при переходе с тиража на тираж и расчитан на очень большие тиражи. Это очень большие и сложные в обслуживании машины, требующие крупных капиталовложений.
В настоящее время самое широкое распространение получили узкорулонные флексографские машины, не требующие больших вложений и обеспечивающие достаточную производительность и функциональность. Стоимость такой машины может быть в 3–10 раз меньше стоимости средней широкой машины. Это значит, что ее могут приобрести не только крупные комбинаты, но и средние и даже малые типографии. Узкорулонные машины имеют в основном линейный (секционный) тип построения, который позволяет формировать конфигурацию, максимально соответствующую нуждам и возможностям конкретного заказчика. Такие машины легко комбинируются в одну линию с различными отделочными устройствами, что значительно упрощает и ускоряет технологический процесс. Помимо флексографских печатных секций на них устанавливаются устройства вырубки/высечки, удаления облоя (для самоклейки), горячего тиснения, ламинации, УФ-лакирования, ламинирования, разрезки на листы и разделения на несколько рулонов, секции трафаретной печати и многие другие. Все это дает возможность сосредоточить весь технологический цикл в одном агрегате и получать на выходе готовое изделие, будь то гибкая рулонная упаковка или раскрой коробки.
Формы
Для флексографской печати используются гибкие фотополимерные формы. Именно от них флексография и получила свое название. Такие формы имеют целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с формами, используемыми в других типах печати. Они сочетают в себе простоту изготовления (процесс, несколько похожий на изготовление офсетной формы) с высокой тиражестойкостью, присущей формам при высокой и глубокой печати. Тиражестойкость фотополимерной формы превышает тиражестойкость обычной монометалической офсетной формы на порядок и составляет от 1 до 2,5 млн оттисков. Эластичность формы позволяет ей работать и как декель, что исключает процесс приправки, а так же печатать на материалах с такой грубой фактурой, на которой печать офсетным способом вообще невозможна.
Красочность.
Поскольку основная область применения флексографских печатных машин - печать упаковочной и этикеточной продукции, типичное количество печатных секций во флексографском прессе - 5 или 6, хотя некоторые модели допускают набор из произвольного числа секций. Особенностью многих этикеток являются "фирменные" цвета, и наличие одной-двух дополнительных секций позволяет художнику использовать печать фирменных цветов соответствующими цветами Pantone в дополнение к краскам стандартной триады. При необходимости можно отказаться и от триады, напечатав все цвета изображения смесевыми красками - лишь бы хватило печатных секций. Единственное, чего не удастся сделать - "перешагнуть" красочность машины. Если в традиционном листовом офсете можно напечатать на четырехкрасочной машине хоть двенадцать цветов (в три прогона - если заказчик платит), то на ролевых флексографских машинах повторный прогон роля возможен лишь в редких случаях и скорее относится к области экзотики, чем к реальной технологии.
Точность совмещения и треппинг.
Для офсетной печати точность совмещения главным образом зависит от качества и состояния печатной машины, бумаги и печатника и колеблется в пределах 70–250 мкм (больше - это уже откровенный брак), для флексографии такое качество приводки достижимо не всегда. Хотя сам печатный механизм в состоянии обеспечить точное совпадение красок, серьезную роль играет деформация материала. В результате точность совмещения на эластичных материалах, типа полиэтиленовых пленок, пакетов и т.д. падает в несколько раз. При печати на пакетах из тонкого полиэтилена неприводка 0,5 мм может оказаться достаточно хорошим результатом.
Если при подготовке публикации к печати офсетным способом можно позволить себе забыть о треппинге или оставить в силе его параметры, заложенные в программе верстки "по умолчанию", то при печати флексографским способом треппинг придется делать всерьез. С позволения читателей, я не буду здесь распространяться о том, как и какими средствами следует делать треппинг - на эту тему уже немало написано. Отметим лишь, что параметры треппинга по умолчанию, как правило, не подходят для флексографии; предпочтительным является треппинг общими цветами, overprint и белыми или черными зазорами; категорически исключаются "неподдающиеся" треппингу элементы оформления типа "синий (С+М) текст на белом фоне". Не забывайте, что значительная неприводка непоправимо изуродует одно изображение и пройдет совершенно незамеченной на другом - в результате более примитивный дизайн будет выглядеть гораздо лучше сложного, эффектного, но... невоспроизводимого на данном технологическом оборудовании.
Градиенты и полутона.
В большинстве случаев, особенно когда хотят продемонстрировать возможности оборудования, флексографским способом печатают изображение с "плашечным" оформлением - сколь угодно сложная геометрия, созданная 100% или (изредка) 30% или 50% полями. Полутоновые изображения печатают редко. Попытки начинающих использовать растровые иллюстрации или градиенты дают столь неожиданный эффект, что у многих навсегда отбивает охоту к подобным экспериментам с флексо. Но ведь у мастеров получается! Что же мы делаем не так?
При подготовке изображений для флексографской печати необходимо учитывать два очень неприятных эффекта (и уметь бороться с ними): "разрывы цвета" (tone jump) и очень большое растискивание.
С понятием растискивания даже программисты, зарабатывающие на жизнь препрессом, более или менее свыклись. Если в офсетной печати на мелованной бумаге 15% растискивания - маловато, 17–22% - терпимо, а 25% - откровенно много, то при флексографской печати растискивание 30–35% - явление совершенно нормальное. Дело в том что контраст на оттиске в светах катастрофически увеличивается, а от полутонов до трех четвертей тона - столь же катастрофически сжимается. Выше 75% различимый глазом контраст практически отсутствует (а в некоторых случаях отсутствует полностью - 80% на фотоформе дают 100% на оттиске). Практическими приемами компенсации столь значительных градационных искажений является использование соответствующих "обратных" градационных преобразований при подготовке изображения. Практически весь полутоновой рисунок должен быть смещен в область от 0 до 50–70% (в зависимости от материала и линиатуры) с сосредоточением наиболее значимых тонопереходов в диапазоне 20–40%. Небольшую практическую помощь при подобной подготовке в Photoshop может оказать перенастройка параметров монитора (за счет Gamma монитора и Dot Gain печатного процесса). Автору неизвестно об успешном практическом применении технологии CMS (системы управления цветом), но теоретически, чрезмерное растискивание во флексографской печати представляется именно той областью, в которой присутствие CMS более предпочтительно, нежели ее отсутствие. Выполняя градационную компенсацию полутоновых изображений, не следует забывать, что универсального рецепта не существует, поскольку реальные кривые растискивания очень сильно зависят от линиатуры и используемых материалов.
Вторая проблема воспроизведения полутоновых изображений и градиентных заливок при флексографской печати - это "разрывы цвета" (tone jumps), возникающие на кривой тонопередачи в трех местах. Наиболее известен разрыв цвета в полутонах, возникающий при резком смыкании границ печатных элементов за счет растискивания. Аналогичный эффект возникает при резком "заливании" краской пробельных элементов в тенях. При правильном выборе формы растровой точки (ромб или квадрат в полутонах, обратный круг в тенях) эти скачки удается уменьшить, но не исключить. Проблема частично снимается тем, что скачки цвета возникают в районе 50% растровой точки и выше, где содержательная часть изображения при правильной подготовке практически отсутствует - это область теней оттиска.
Более неприятным и практически нигде не описанным является эффект "разрыва цвета" в светах изображения. Если для офсета 1–2% растровой точки на оттиске "вылетают", 3% печатается, как 2%, а 5% - как 5%, для флексографии 2% могут точно также "вылететь", но 3% фотоформы легко превращаются в 10% оттиска. В результате плавный градиентный раскат от 0 до 10%, который при офсетной печати остается плавным, во флексографии приобретает ярко выраженную границу в районе 2–4%. На плотных и рыхлых материалах этот эффект усугубляется.
Если с градиентными заливками достаточно легко "бороться" средствами дизайна, "убирая" их с опасной области в диапазон 6–40% (с "уконтращенными" тенями), то полутоновое изображение - более сложная задача. Вспомним, что нам уже пришлось сильно осветлить полутона для компенсации тонопередачи флексографской печатной машины. В результате типичные для телесных тонов 5–10% голубой краски превратились в 2–4%, что как раз и является "опасной зоной".
Практически разрыв в светах проявляется, как пятно с контрастной границей, особенно заметное на плавных "заходах" голубой и черной красок по желтым и телесным тонам. Такие объекты, как фрукты и цветы, характерные для этикеточной продукции, особенно страдают от "разрыва цвета" в светах.
К сожалению, природа появления "разрывов цветов" в светах не позволяет исключить их корректировкой формного процесса или градационной коррекцией - скачок остается скачком, можно добиться лишь его смещения в самую светлую область, между 1% и 2%. Единственным формально реализуемым способом устранения "разрыва цвета" в светах является переход от регулярного растра к стохастическому на низких (менее 5%) процентах растровой точки, с фиксированным, достаточно большим размером пятна. К сожалению, ни один современный RIP комбинировать регулярный растр со стохастикой не умеет. Желающие поупражняться в Photoshop могут попробовать, если не боятся трудностей с совмещением bitmap при верстке.
При подготовке полутонового изображения для флексографской печати можно лишь искусственно совместить место предполагаемого разрыва с естественными границами объектов или "замаскировать" его в теневых областях, созданных другими красками. Если же это невозможно, лучше сознательно пойти на некоторое искажение цвета, либо полностью удалив невыделяемую краску из критичного объекта, либо введя ее в количестве, достаточном для надежного переноса на оттиск.
То, что при этом можно получить эффектное полутоновое изображение.